Арт-терапия в учреждении образования

Программа обучения включает в себя очень много практики и анализа процесса. Участники курсов получат описание представленных методик, другие теоретические материалы по теме в электронном виде.
Обучение проходит в пять этапов: 1 этап в месяц — 18 академических часов, с 10.00 до 17.00, 2 дня. Всего — 90 академических часов. После окончания обучения выдается справка государственного образца.

I этап
1. Диагностика в арт-терапии. В использовании любого метода важное место занимает диагностическое направление, поэтому на первом семинаре мы уделим значительную часть времени изучению различных диагностических техник, применяемых в арт-терапии: «Розовый куст», «Рисунок семьи», «Карта страны чувств», «Несуществующее животное» и другие проективные методы.
2. Изотерапия – используется для психологической коррекции различных трудностей в обучении, социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Мы будем рисовать пластилином, методом кляксографии, монотипии и др.
3. Соленое тесто. «Волшебные краски» создала Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Данная техника может применяться в работе со всеми категориями клиентов: дети, родители, педагоги и т.д. На семинаре мы создадим свои собственные «Волшебные краски», нарисуем ими свои неповторимые картины, познакомимся с возможностями использования красок в работе с детьми и взрослыми.
Также будут представлены различные рецепты изготовления соленого теста, возможности использования соленого теста в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и младшими школьниками, варианты окрашивания теста и готовых фигур.
Материалы:
Бумага А4, бумага А3, цветные карандаши, акварельные краски, кисточка, цветной и белый картон, пластилин, плотный файл (вместо стекла – для монотипии), свежая гуашь, 0,5литровый стакан от йогурта или сметаны

II этап
1. Гипс используется довольно редко в психологической практике, тем не менее, этот материал обладает большими психотерапевтическими возможностями. На семинаре будут представлены различные авторские разработки, особенности работы с гипсом с детьми и взрослыми. Будут изготовлены заготовки из гипса с помощью различных форм, а также созданы уникальные (собственные) формы для заливки гипсом.
2. Glass-art – роспись по стеклу, декупаж. Участники познакомятся с вариантами раскрашивания, декупажа стеклянных и других сосудов в рамках работы со страхами и другими негативными эмоциями, научатся создавать сосуды силы, исполнения желаний и пр.
Материалы:
Акварельные или гуашевые краски, кисточки для рисования, одну кисточку попроще – для рисования красками по стеклу (после использования может прийти в негодность), две стеклянные емкости (можно красивые бутылки или небольшие баночки, одну желательно с крышкой), разные салфетки для декупажа, губку для мытья посуды с ровной поверхностью, скорлупа от яйца (отверстие лучше делать с большей стороны, примерно, чтобы проходил палец; внутри вымыть от остатков яйца и пленки), крышка от бутылки с водой, немного всякой красивой мелочи (бусинки, блестки, мишура и т.п.)

III этап
1. Работа с телом в арт-терапии. «Из чего же, из чего же, из чего же…» Как отзывается наше собственное тело на события, происходящие в жизни, комфортно ли ему или, наоборот, его сопровождает внутреннее напряжение и различные болезненные ощущения? Что для нас является важным, а что второстепенным, из чего состоит наш внутренний мир? На семинаре мы попробуем прислушаться к тому, что нам говорит наше собственное тело, создадим собственную телесную карту, в которую сможем записать послания от своего тела.
2. Мандалатерапия. Конечно, для изучения возможностей мандалатерапии требуется намного больше времени, чем несколько часов в рамках общего обучающего курса. Тем не менее, на семинаре участники получат возможность рассмотреть диагностический аспект мандалы, познакомятся с возможностями использования мандалы с детьми и взрослыми. Мы будем рисовать свои собственные мандалы, создавать их с помощью объемных форм, плести мандалы из ниток.

Материалы:
Бумага А4, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, пластилин, различные крупы, фигурные макароны, семена растений, бусины, блестки, если есть цветной песок – тоже можно взять (будем делать мандалы), разноцветные нитки (все, что есть, небольшими клубочками) – будем плести мандалы, клей ПВА, листа ватмана (А1).

IV этап
1. Маскотерапия. Участники познакомятся с различными вариантами создания масок (бумага, грим, гипс и т.п.), спецификой использования масок в работе с разными категориями клиентов.
Коллаж – эффективный метод, который можно применять с разными диагностическими, коррекционными, развивающими целями. Коллаж пользуется неизменным интересом у клиентов самого разного возраста, от дошкольников до пожилых людей, ведь создание коллажа не предусматривает наличие изобразительных навыков и способностей, тем самым помогая клиенту расслабиться и начать творить.
Мы будем создавать коллаж из бумажных форм, предметов окружающего мира. Познакомимся с техникой «Девочка – девушка – женщина – королева», научимся создавать собственную «Карту желаний», ведь иногда для того, чтобы мечты и желания реализовались, важно их материализовать, и коллаж подходит для этого как нельзя лучше.
Материалы:
Крем для защиты лица, грим или аквагрим, или косметика – будем создавать маску на лице, шапочку для душа или что-то подобное, чтобы убрать и защитить волосы, коврик или плед – лежать на полу, небольшую емкость типа салатницы или пластиковое ведерко (как майонез продается) – набрать теплой воды, можно небольшое полотенце или тканевую салфетку – вытирать лицо после умывания, распечатать до 10 своих актуальных фотографий, где вы себе нравитесь (небольшого размера – будем вырезать и встраивать в карту желаний), продумать на год желания (чего хотите достичь, что получить от этого года), в соответствии с тем, о чем мечтаете, подобрать картинки, клей (ПВА или карандаш), лист ватмана.

V этап
Фототерапия. Участники познакомятся с вариантами использования фотографии в арт-терапии и психологическом консультировании. Будут рассмотрены возможности автобиографических снимков, самомониторинг состояний в фототерапии, использование готовой фотографии в качестве проективной диагностики, создадут семейную историю методом фотоколлажа.
Будут представлены различные варианты использования фотографии в групповой работе, техники, игры и упражнения для работы в парах, использование фотографий из личного архива и фотокарт в психодраме (построение линии жизни, метафорический автопортрет и т.д.). Также будут рассмотрены возможности использования готовой фотографии (фотокарт) в индивидуальной и групповой работе, различные виды фотокарт (спектрокарты Уллы Халкола, фотокарты издательства «Генезис», авторские фотокарты «Облака», «Окна, двери, фонари и мосты», «Двуликий Янус», «Фотокарты», «Кризисы»).
Материалы: фотографии из личного фотоархива (начиная с самого детства, не только семейные, но и из других сфер жизни); Листы бумаги формата А3 и А1; изобразительные материалы (карандаши, мелки, краски); журналы, клей ПВА и ножницы (для создания коллажа); цифровой фотоаппарат или телефон с камерой + шнур для переброса фотографий в компьютер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *