Упражнения для балинт-групп

Продолжаем знакомство с балинт-группами и предлагаем вашему вниманию упражнения, которые используются при ведении таких групп.

Упражнения

Выявление драйверов. Группа разбивается на тройки: Пациент, Терапевт и Супервизор. Пациент в течение трех минут рассказывает что-нибудь Терапевту, который следит за временем и при необходимости отвечает. Супервизор записывает обнаруженные им драйверы пациента и по истечении времени сообщает о результатах. Затем участники меняются ролями. При обсуждении находят лежащий в основе драйвера один из четырех мифов:

  1. Я могу сделать тебе хорошо (Заботящийся Родитель).
  2. Ты можешь сделать мне хорошо, если будешь думать за меня (Соглашающийся Ребенок).
  3. Своими словами я могу ранить тебя (Критикующий Родитель).
  4. Своими словами ты можешь ранить меня (Соглашающийся Ребенок).

Трехступенчатая ракета. Один участник становится Клиентом, другой – Психологом, третий – Супервизором. Клиент погружается в свои эмоции, он переживает их молча или откликаясь на слова Психолога. Психолог использует схему трехступенчатой ракеты: первая ступень – восприятие партнера, вторая – предположение о его состоянии и третья – эмоциональная реакция на предполагаемое состояние партнера. Например: «Я вижу, ты нахмурилась» (1); «Я вижу, ты нахмурилась, и, мне кажется, ты чем-то недовольна» (1, 2); «Я вижу, ты нахмурилась, и меня разбирает любопытство – хочется узнать, с чем это связано» (1, 3); «Я вижу, ты нахмурилась, мне кажется, ты чем-то недовольна, и мне хочется узнать, чем я могу помочь тебе» (1, 2, 3).

Супервизор отмечает невербальные проявления Психолога, ступени, который он использовал в работе, и дает ему обратную связь в конце упражнения. Супервизор может также поделиться собственными наблюдениями за Клиентом и предложить свои формулировки, используя указанную схему.

Клиент-Психолог-Супервизоры. Клиент излагает свою проблему (реальную и достаточно простую); Психолог устанавливает с ним невербальный контакт. Один Супервизор письменно фиксирует манеру разговора Клиента, изменение громкости голоса и интонации, моменты, когда он краснеет или бледнеет, случаи учащения дыхания, его позы, мимику и жесты. Другой Супервизор отмечает контакт Психолога глазами, выражение его лица, жестикуляцию, изменение дыхания и позы. Через пять минут Психолог высказывает предположение о чувствах, которые испытывал Клиент, тот вносит свои коррективы, и затем Супервизоры делятся своими впечатлениями. После этого участники меняются ролями.

Источник контртрансферных чувств. Участники разбиваются на тройки Аналитик-Клиент-Супервизор. Аналитик вступает в диалог с Клиентом (10 минут) и затем отвечает на следующие вопросы Супервизора: Почему он именно так ответил на ту реплику клиента? Чем это было вызвано? На что он реагировал, когда сказал это? Что он старался поведать клиенту? Зачем он задал тот вопрос? Действительно ли он задал его в целях, как-то связанных с помощью клиенту? Не было ли это простым любопытством? Не превратился ли он на самом деле в судью, когда задавал тот вопрос? Почему ему в тот момент понадобилось давать совет? Не из-за того ли ощущения, что клиент уверен в его знании ответов на все вопросы? И не отвечал ли он ему как всезнайка? Почему такая сильная эмоциональная сопричастность возникла у него именно тогда, когда клиент жаловался на недостаток любви и безопасности? Не может ли это главным образом объясняться тем, что и Аналитик все еще испытывает чувство, будто его не любят и не могут любить? Почему он так много говорил сам, вместо того, чтобы дать поговорить Клиенту? Не объяснялось ли это убеждением, что Аналитик должен произвести на него впечатление своими познаниями, чтобы он и дальше ходил на анализ? Почему Аналитик так неохотно закончил диалог, когда время сессии уже истекло? Не использовал ли он Клиента в своих целях и не позволял ли ему использовать Аналитика?

Ведущий группы и Супервизор. Участник выбирает себе Супервизора и поддерживает терапевтический диалог с участниками учебной группы, ориентируясь скорее на понимание чувств, чем на интерпретации и другие вмешательства. Супервизор отслеживает взаимодействия Ведущего с Клиентами, обращает внимание на возникающие в диалогах трудности Ведущего и следит за тем, чтобы групповая сессия закончилась в оговоренное время. Затем Ведущий обсуждает с Супервизором наиболее сложные ситуации взаимодействия, анализирует с его помощью собственные чувства и то, какой эмоциональный резонанс мог быть вызван собственными проблемами. В заключение эти вопросы обсуждаются с учетом отзывов Клиентов.

Молодая участница стала Клиенткой, пожаловалась на страх людей и защитную агрессию, которая отталкивает от нее людей. Группа наперебой стала допрашивать Клиентку. Та упрекнула, что над ней издеваются, сейчас у нее к горлу подступает волна тревоги и злости. Ведущий участливо спросил, когда она впервые почувствовала себя так. Подумав, она вспомнила себя в детской коляске. Какая-то тетка делает ей козу, щиплет за щечку, спрашивает, кого она больше любит: маму или папу. Девочка в испуге ждет, что еще захочет с ней сделать эта тетка – вдруг унести с собой. От страха она яростно заорала на тетку.

Ведущий поинтересовался, не злилась ли она на людей, которые должны были защитить ее, но не сделали этого. Клиентка растерянно ответила отрицательно. Она никогда об этом не задумывалась. Наступила пауза. Я спросил, как клиентка отнеслась к непрошеному исследованию ее прошлого. Она была к этому готова. Тем более, что почувствовала доверие к человеку, который говорит с ней сочувственно. Уловила ли она, что он переводит агрессию с чужой женщины на ее мать? Да, и это стало для нее неожиданным открытием. У нее сложные отношения с матерью. Все надолго задумались.

Спасибо за возможность побыть психологом и получить супервизию. Во время супервизии я испытала раздражение, так как действительно пока не понимаю разницы между фразами «Я понимаю, что Вы чувствуете» и «Я чувствую Ваши переживания». Но это занятие еще раз убедило меня в том, что без собственной проработки опасно принимать клиентов. Так что я уже точно решилась на собственную терапию в экзистенциально-гуманистическом подходе.

Внутренний супервизор. Участники в роли Психолога делают пометки в ходе диалога с Клиентом, наблюдая за своими мыслями, чувствами, телесными проявлениями и действиями:

✶ Я слышу, что клиент говорит …/вижу, что он делает…

✶ Что я думаю, чувствую и ощущаю, наблюдая это?

✶ Что я могу сказать или сделать в связи с этим?

✶ Каким образом я выбрал из возможных альтернатив?

✶ Чего я намеревался добиться при помощи этого варианта (вариантов)?

Чего я на самом деле добился?

✶ Какое воздействие произвела на клиента моя реакция?

✶ Как с учетом всего этого я могу повысить эффективность моего реагирования?

Активность психолога. Один участник становится Клиентом, другой – Психологом, третий – Супервизором. Психолог в беседе с Клиентом использует нижеприведенные приемы в указанной последовательности (от пассивных реакций к все более активным). Супервизор письменно фиксирует применение этих, а также вредных приемов и по окончании беседы знакомит Психолога со своими наблюдениями. Клиент также делится своими чувствами. Затем участники меняются ролями.

Молчание в режиме внимательного слушания. Психолог держит паузу, не реагирует вербально на слова Клиента, чтобы тот почувствовал, что ему придется говорить в условиях минимальных реакций со стороны Психолога.

Принятие. Психолог показывает, что принял к сведению предыдущее высказывание Клиента, говоря «да» или «ага». Таким образом Клиента поощряют продолжать высказываться, не вмешиваясь в его речь.

Перефразирование. Психолог повторяет высказывание Клиента, отражая как содержание, так и эмоции, используя примерно те же слова. С помощью повтора последних двух-трех слов Клиенту помогают говорить дальше или обдумать смысл того, что он сказал.

Прояснение. Психолог своими словами передает смысл сказанного Клиентом, вводя некоторые элементы утверждений Клиента. Психолог стремится уточнить значение, которое имел в виду Клиент, и предлагает ему проверить, насколько точно его понимает Психолог.

Резюмирование. Психолог в сжатой форме обобщает полученную информацию и делает из нее логические выводы. В результате структурируется изложенный Клиентом материал и обеспечиваются условия для интеллектуального инсайта.

Одобрение. Психолог подтверждает правильность некоторой информации или поощряет усилия Клиента, направленные на самопознание. Полученное одобрение может стимулировать Клиента продолжать дальнейшее исследование своего внешнего и внутреннего мира.

Побуждение. Психолог отмечает уровень заинтересованности Клиента и учитывает его попытки избегать какой-то темы. Пользуясь такими фразами, как «Поясните, что вы имеете в виду» или «Расскажите об этом подробнее», Психолог побуждает Клиента больше высказываться на конкретную тему. Открытые вопросы (начинающиеся со слов: «Каким образом? Что? Зачем?») подталкивают к рефлексии и способствуют возникновению дискуссии.

Интерпретация. Опираясь на свои теоретические знания, Психолог может высказать предположение или предложить объяснение мотивов и поведения Клиента. Утверждения Психолога формулируются в виде гипотез, предположений, дающих Клиенту возможность увидеть себя по-новому.

Переубеждение. Психолог пытается изменить поведение или восприятие Клиента, активно советуя различные виды поведения, предлагая толкование жизненных событий, отличающееся от трактовки Клиента.

Утешение. Психолог утверждает, что, на его взгляд, проблема Клиента не является необычной и что люди с подобными проблемами успешно преодолевают их. Подобное утешение может удержать Клиента, но, возможно, ему покажется, что Психолог недооценивает важность его проблем.

Самораскрытие. Психолог обнаруживает свои чувства перед Клиентом, углубляя эмоциональный контакт, разделяя переживания Клиента и давая образец совладания с ними.

Введение новой информации или новой идеи. Отталкиваясь от последнего заявления Клиента, Психолог предлагает рассмотреть новые данные.

Источник: Старшенбаум Г.В. Энциклопедия начинающего психолога. — М.: АСТ, 2018

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *