Арт-терапия в работе с подростками

В подростковом возрасте ребенку бывает очень сложно справиться с собственными эмоциональными реакциями. В этот период развитие познавательных процессов очень часто опережает личностное развитие. Эмоциональная сфера развивается неравномерно, из-за чего у подростков резко меняется настроение, поведению присущи импульсивность, повышенная возбудимость, чувства могут меняться от полной подавленности до высочайшего подъема в течение очень короткого периода времени.
Для выравнивания психоэмоционального состояния, развития навыков управления собственным поведением психологами часто используются различные приемы арт-терапии. Арт-терапия позволяет создать безопасную и доверительную атмосферу. Во время арт-терапевтической сессии каждый участник работает в собственном наиболее комфортном для него темпе. Данный метод позволяет разнообразить коррекционно-развивающую работу с подростками, так как в нем используется широкий диапазон арт-приемов: изобразительные средства, музыка, движения, голос, драматическое проигрывание и т.д.
В данной статье я представляю вашему вниманию одно из упражнений, которое помогает подросткам исследовать разные грани собственного Я, развивать рефлексивные навыки.

«Маски» [1]

Задачи:
повышение самооценки,
— знакомство с многогранностью собственного Я и принятие разных его сторон,
— развитие рефлексивных навыков

Материалы:
бумага,
— краски,
— фломастеры,
— карандаши,
— восковые мелки,
— ножницы,
— журналы,
— газеты,
— цветная бумага
— клей.

Ход работы: подросткам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень» и др. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта, затем с использованием красок, карандашей, журналов и др. маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап: маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо, и затем маска «оживает». Психолог спрашивает, что ожившая маска хотела бы сказать, и каждой маске предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить о том, что он чувствует, когда видит эту маску и слышит эти слова.


[1] Техники и технологии арт-терапии в практике педагога-психолога учреждений образования (из опыта работы): учеб. -метод. пособие / сост. Н.А. Сакович; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2013

В качестве иллюстрации взяты фотографии, сделанные на методическом объединении школьных психологов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *