Закончи сказку

В своей психологической практике я часто использую методы и приемы сказкотерапии. Сказкотерапия многогранна и предлагает массу возможностей для решения жизненных проблем. Сегодня я хочу представить вашему вниманию один из любимых моих приемов — продолжение сказки. Для этого берется сказочный зачин, отражающий проблему клиента в метафорической форме, который необходимо продолжить. Такой прием позволяет избежать прямых советов и конкретных рецептов разрешения ситуации. Решения проблем, изложенные в метафорической форме, могут иметь множество толкований и помогают клиенту найти в истории тот смысл, который нужен и важен именно для него.
В моем арсенале собрано множество сказочных зачинов, отражающих проблемы людей, и эта коллекция периодически обновляется новыми зачинами, которые я иногда сочиняю в ходе консультативной работы с конкретным клиентом.
На обучающих курсах по сказкотерапии участники обучения также учатся писать продолжение историй, анализировать сказки своих коллег, предлагать свои варианты окончания историй.
В этом году в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусом очередной семинар по сказкотерапии проходил в онлайн — режиме, поэтому каждая из участниц обучения сочиняла свои истории самостоятельно, предлагая затем уже готовую работу на общее обсуждение. Для продолжения предлагался зачин о коробке с карандашами. Участницы обучения дали свое разрешение на публикацию их историй, что я делаю с огромным удовольствием.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка- были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Ма­ленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его. как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
.

... однажды карандашик стал оранжевым. А почему?
В тот день карандашик увидел жирафа. Маленькая девочка, у которой было много карандашей, очень любила рисовать. И в тот день тоже достала коробочку, рассыпала по столу карандаши и уже принялась за свое любимое дело. Но вдруг вспомнила, что по телевизору должны были показать передачу о животных. И чуть меньше, чем рисовать, она любила смотреть эти передачи.
Она включила телевизор и совсем отвлеклась, позабыв убрать карандаши обратно в коробку. Так наш карандашик увидел прекрасное животное, что гуляло по саванне и мерно щипало листву. Жираф был очень величественным и спокойным. И мог, казалось, достать своей головой до неба и солнца.
«Как здорово, — подумал карандашик, — быть таким высоким. Можно ведь увидеть много нового и интересного. Как бы мне хотелось быть таким, как жираф!»
И стоило так подумать, как карандашик стал оранжевым. Таким же, как его любимый жираф. А мама и папа, бабушка и дедушка еще долго удивлялись и радовались такому неожиданному преображению.
Елена Л.

... и вот однажды Карандашик лежал в коробке с карандашами и размышлял о том, каким же цветом ему стать.Он очень хотел, чтобы им рисовали небо, когда он захочет быть синим, травку — когда он захочет быть зеленым, солнышко — когда он захочет быть желтым, пожарную машину -когда он захочет быть красным и радугу — когда он захочет быть любым цветом в любой момент. И так он себе это живо представлял, так сам себе широко улыбался от счастья, что и не заметил, как им рисуют Радугу! И тогда Карандашик понял, что он — Волшебник! Он может быть таким, каким захочет сам! Всегда! Только это тссссс — это секрет Карандашика.
Наталья К.

... однажды карандашик сильно заболел. Мама, папа, бабушка и дедушка по очереди сидели с больным, рассказывали истории, говорили, что когда он вырастет, выберет такой же цвет, как у них и будет им раскрашивать, то будет обязательно счастлив. Но карандашику становилось все хуже. И тогда обеспокоенные родственники пообещали сделать все, что угодно для маленького карандашика, лишь бы ему стало лучше. Малыш признался, что когда он родился, то первое, что увидел – это мягкие пушистые белые облака на небе. Они были удивительны, потому что принимали разные формы: то это кораблик проплывет, то медвежонок приветливо машет лапой, то целый замок с башнями перед глазами карандашика. Даже лицо мамы разглядел в одном облачке. До чего восхитительны были эти облака, и каждый в них может видеть что-то свое. А цвет какой чистый… Маленький карандашик мечтал быть именно этим цветом! Но родные всегда пренебрежительно отзывались о белом цвете, потому что им редко пользуются, он непопулярный и даже ненужный вовсе. Маленький карандашик не видел себя никаким другим цветом, кроме белого, и тоска по недосягаемым облакам день ото дня разъедала его душу. Поэтому он заболел. Родные удивились, почему карандашик раньше ничего не рассказывал. «Я боялся огорчить каждого из вас, ведь я очень люблю вас», — тихо признался он. Взрослые, конечно же, согласились с выбором малыша, и глаза маленького карандашика засияли от счастья.
Ольга Г.

... карандашик очень радовался, что у него столько близких, родных он внимательно слушал всех и решил завести блокнотик, где послушав советы синей мамы писал записи синим, потом он прятался в шкафу говорил « Кара-барас, поменяю цвет сейчас» и папины советы выводил красным и т.д. Но со своим цветом определиться было сложно он был разноцветным и подстраивался под ситуацию , но со своей точкой зрения.
Тамара К.

Это упражнение можно использовать не только в психологической практике, вы можете предложить своему ребенку продолжить, например, какую-нибудь известную сказку , изменив ее окончание.
Или пусть ребенок сам сочинит начало какой-нибудь истории, а вы ее продолжите. Это можно превратить в настоящую игру, которая будет развивать метафорическое мышление всех участников такого действа, а также будет учить справляться со схожими ситуациями разными способами.

И в завершение предлагаю Вам продолжить один из готовых сказочных зачинов, который я взяла в книге И.В. Вачкова «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…»

Пошел как-то Иван Царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *