Работа с дополнительными средствами в психодраме

Когда мы говорим о психодраме, мы, как правило, подразумеваем под этим понятием классический вариант использования данного метода в терапевтической работе с протагонистом. Однако человек, которому в данный момент необходима наша помощь, не всегда способен на достаточном уровне проявить свою спонтанность и творческие способности. Ведь когда человек находится во власти каких-то эмоциональных проблем, он часто замыкается в себе, чувствует скованность, «загнанность в клетку», что сильно препятствует свободному творческому самовыражению и скорейшему разрешению проблемной ситуации. Участие человека в психодраматических сессиях в качестве протагониста, вспомогательного Я или простого наблюдателя помогает ему разобраться в собственном жизненном опыте, найти путь, который будет наиболее приемлем именно для него. Интеграция различных творческих видов искусства в психодраматический процесс позволяет участникам усилить воздействие психодраматического опыта, разбудить в себе дополнительные силы, свою спонтанность и креативность.

Какие же дополнительные средства можно использовать в психодраматическом процессе? Такими средствами могут выступить драма, музыка, живопись, танец, сказки и другие готовые истории, вспомогательные предметы (ленты, платки, театральные и иные костюмы и т.п.), фотографии, метафорические карты и др. Перечень вспомогательных средств богат и в него постоянно привносится что-то новое, однако в такой небольшой работе невозможно охватить весь богатый арсенал эффективных средств, поэтому более подробно я остановлюсь лишь на некоторых.

Музыкальная терапия и психодрама

Опыт использования музыкальной терапии в психодраме очень подробно описан в книге Дж. Дж. Морено «Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама». Дж. Дж. Морено говорит о том, что «музыкальная терапия и психодрама – это методы действия, непосредственно привлекающие клиентов к активному участию в процессе терапии. […] Даже тогда, когда в музыкальной терапии клиент молчит на сессии образного представления под музыку, не демонстрируя никакого явного отклика, тем не менее, он может быть глубоко вовлечен в происходящее на многих уровнях, точно так же и в психодраматической группе молчащий участник может перенимать опыт протагониста, переживая его вместе с ним».[1] Для протагониста бывает очень важной возможность дополнительного звукового усиления для того, чтобы добавить энергию своим словам. Это может быть резкий бросок стула, звук топнувшей ноги, громкое голосовое сопровождение и т.п.

Музыка помогает участникам снизить внутреннее телесное напряжение и погрузиться в психодраматическую реальность. Для того чтобы участники психодраматического действия более легко включились в процесс, можно использовать различные музыкальные разогревы. Например, создание импровизационного ансамбля, когда каждый участник может выбрать какой-либо музыкальный инструмент, после чего ведущий начинает руководить импровизированным оркестром, усиливая в тот или иной момент звучание определенных музыкальных инструментов. В звучание оркестра может добавляться голосовое сопровождение, хлопки, топанья ногами и т.п. В такие моменты группа становится единым целым, начинает жить в едином ритме и готова к глубокому погружению в психодраматический процесс. Инструменты, которые наиболее эффективны в психодраматической работе: барабаны, металлофоны, колокольчики, гонги, тамбурины, маракасы, треугольники, ксилофоны. Для ведущего весьма информативным является непосредственно выбор музыкального инструмента участниками. Ведь интенсивность звучания того или иного инструмента может рассказать о том, в каком эмоциональном состоянии находится человек, выбравший этот инструмент, насколько он готов к открытому выражению своих чувств.

Музыкальные инструменты являются эффективным помощником и непосредственно в психодраматическом действии. Музыка может помочь усилить ту или иную эмоцию, показать боль, гнев, отношение к ситуации или конкретному человеку. В психодраматическом действии можно проводить музыкальный обмен ролями, выстраивать музыкальный диалог и даже завершить какую-либо ситуацию или психодраму с помощью музыки. Музыку можно использовать на всех стадиях психодраматического процесса и во всех основных психодраматических техниках: музыкальное зеркало, музыкальное моделирование, музыкальное дублирование, музыкальные техники пустого стула и монодрамы, музыкальный шеринг.

Песочная терапия в психодраме

В последние годы песочная терапия завоевывает все больше поклонников и используется во все более широком диапазоне. Ведь песок – то пространство, в котором клиент с помощью миниатюрных фигурок может построить свой собственный мир и проиграть то, что уже было в его жизни или как хотелось бы выстроить свою будущую жизнь. Песочная терапия наиболее эффективна в индивидуальной работе с клиентом, то есть в монодраме. Когда ко мне приходит клиент на индивидуальную консультацию, построение клиентом его мира в песочном подносе позволяет снять первичную настороженность, увидеть ситуацию со стороны и повзаимодействовать с теми персонажами, которые появились в песочной картине. «… работа в песочнице сильно напоминает работу директора в группе. Вместо дублей клиент подбирает фигуры и расставляет их в пространстве песочницы. Уже в процессе подбора фигур терапевт обращает внимание на то, как клиент находит фигуры и какими эмоциями и комментариями сопровождается расстановка фигур. Важным является факт дополнения картины ландшафтом – водоемы, дороги, леса. Далее следует пауза, когда терапевт и клиент рассматривают песочную картину. У каждого из них идет свой внутренний процесс»[2].

После того, как песочная картина создана, она обретает голос. Клиент входит в роль фигур, дотрагиваясь до них пальцем. Когда клиент кратко представляет каждую фигуру от ее имени, он получает для себя богатейший материал для осмысления. Ведь вид самой фигуры и голос, которым она озвучивается, не обязательно совпадают, например, королева может разговаривать писклявым просящим голосом, маленький гном обретает силу и уверенность. А злая на вид колдунья оказывается доброй волшебницей. Все это обязательно анализируется в процессе песочной сессии, что помогает понять символическое значение определенной фигуры или сцены для конкретного клиента. Зачастую клиент, в силу своих защитных механизмов, видит только одну сторону символа – только положительную или только отрицательную.

Рисунок в психодраме

Многие ведущие психодрамы используют различные изобразительные средства, которые помогают раскрасить психодраматический процесс образной экспрессией, визуализировать чувства и эмоции, возникающие на различных этапах психодраматического действа. Рисунок можно использовать на любом этапе психодраматического процесса: как разогрев участников группы или протагониста, прояснение эмоционального состояния в процессе работы, подведение итога и выражение эмоций в шеринге. Для создания визуальных образов чаще всего используются карандаши, краски или пластилин, однако можно применять и другие материалы. В психодраме можно рисовать все, что угодно. Это могут быть совершенно абстрактные рисунки или же конкретные образы, помогающие визуализировать актуальную проблему, выразить свое отношение с помощью рисунка. «После рисования обычно устраивают шеринг, в котором участники делятся впечатлениями, переживаниями и новым опытом, полученным в этом упражнении. Часто участники во время шеринга непосредственно формулируют свои темы и обнаруживают желание играть. Бывает, что в шеринге возникают сильные чувства – слезы, реакции гнева, обиды. Это свидетельствует о разогретости темы и готовности участника к игре».[3]

Фотография в психодраме

Сама по себе фотография уже терапевтична, потому что человек, глядя на застывший кадр из своей жизни или из жизни своих близких, воскрешает в памяти те мысли, действия, события, которые происходили в момент рождения фотографии. В психодраме фотография не просто рассматривается, представляющий ее человек активно презентует ее другим участникам воссоздавая изображение с помощью других людей, предметов окружающего пространства и т.п. Вначале можно предложить протагонисту или всем участникам группы в качестве разогрева выбрать одну, наиболее значимую фотографию, посмотреть на нее, а затем закрыть глаза и побыть наедине с самим собой, произнести внутренний монолог или диалог с тем, кто изображен на этой фотографии. Дальнейшая работа может строиться как в парах или тройках, так и с участием одного протагониста. С помощью психодрамы фотография может ожить, измениться, рассказать протагонисту о себе от имени каждого отдельного персонажа. Фотография помогает актуализировать воспоминания, реконструировать семейную историю, увидеть путь продвижения вперед.

Метафорические карты, вспомогательные предметы, сказкотерапия и психодрама.

Метафорические карты появились сравнительно недавно, однако среди психологов неизменно пользуются большой популярностью. И это неудивительно, ведь при использовании картинок активно задействуются зрительные анализаторы, возникает определенный ассоциативный ряд и начинает активно работать метафорическое мышление. Работа с метафорическими картами во многом похожа на работу с фотографиями, однако есть и некоторые отличия, о которых будет рассказано ниже.

Многими ведущими психодрамы зачастую используются различные вспомогательные предметы: ленты различной структуры и длины, платки, куски тканей, театральные костюмы и различный дополнительный антураж, подушки, предметы окружающей обстановки и т.п. Все эти вспомогательные предметы помогают протагонисту «разбудить» свое метафорическое мышление, активизировать спонтанность и креативность.

Ленты можно «использовать и для простейшего разогрева на размышления о своем жизненном пути: «Выберите, какая вы лента, возьмите ее в руки, почувствуйте, какая она наощупь. Она жесткая или гибкая, тянется или нет. Попробуйте представить, что это ваш путь, и выложить его на полу — какой он? Прямой? С поворотами? Петляет?» — и так человек встречается со своей дорогой, после чего можно сделать классическую психодраму».[4] Ленты и различные шнуры хороши также для сокращения шеринга и исследования групповой динамики – участникам предлагается рассказать о своих чувствах, взяв в руки определенную ленточку, или же с помощью нити или шнура выстроить группу в большую паутину, которая наглядно покажет связи, существующие в группе. При построении социального атома ленты очень хорошо показывают интенсивность и вид связей и отношений. Также ленты очень хороши для символизации подарков, оформления границ, преображения помогающих персонажей и многих других технических психодраматических приемов.

При использовании в психодраматическом процессе метафоры разогрев участников происходит намного быстрее и эффективнее. Человек ассоциирует себя с определенным сказочным персонажем, в этот момент происходит своеобразный регресс и человек отправляется в сказочное путешествие по собственному внутреннему миру. В этот момент, как правило, намного легче уходят психологические защиты и человек, проигрывая сказочный сюжет, на метафорическом уровне проживает собственные личностные проблемы, в мягкой и ненавязчивой форме находит пути их решения. В психодраме можно использовать как готовые сказочные сюжеты, так и истории, сочиненные участниками.

При работе с готовыми или сочиненными историями очень хороши метафорические карты. Существуют различные виды карт «Сказочное таро», на которых изображены сюжеты конкретных сказок. В таком случае можно предложить каждому участнику выбрать какую-либо карту и прочесть сказку к этой карте. На следующем этапе выбирается протагонист, который готов поработать с тем сказочным сюжетом, который только что прочел. Затем психодраматически проигрывается сказка или какая-то часть и проводится анализ. Также можно предложить каждому участнику выбрать несколько карт, расположить их в определенной последовательности и сочинить по ним историю. Далее работа проводится в схожем формате.

Возможности использования метафоры и вспомогательных предметов практически безграничны и каждый раз в зависимости от процесса возникают новые и новые варианты их использования.

 

Использование дополнительных средств в психодраме позволяет ведущему очень аккуратно и ненавязчиво провести протагониста или группу в целом по пути внутреннего психологического мира, разбудить спонтанность, креативность. Дополнительные средства являются своеобразным стартером, запускающим как внутригрупповые, так и внутриличностные процессы и в итоге содействуют более глубокому пониманию каждым участником событий, происходящих в их собственной жизни.

 

Литература

  1. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… М.: Генезис, 2011
  2. Горностай П.П. «Использование рисунка в психодраме и других методах действия» // Простір арт-терапії: образи, проблеми, ресурси: Матеріали IV Міжнародної наук. -практ. конфер. — К., 2007. — С. 81-83
  3. Материалы IX Московской психодраматической конференции. М.: ФПТИР, 2011
  4. Материалы X Московской психодраматической конференции. М.: ФПТИР, 2012
  5. Материалы XI Московской психодраматической конференции. М.: ФПТИР, 2013
  6. Материалы XII Московской психодраматической конференции. М.: ФПТИР, 2014
  7. Материалы XIII Московской психодраматической конференции. М.: ФПТИР, 2015
  8. Михайлова Е.Л. Вчера наступает внезапно. М.: Класс, 2009
  9. Морено Дж. Дж. «Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама». М.: Когито-Центр, 2009
  10. Материалы семинара «Работа с семейной фотографией в психодраме», ведущая Ева Серафин, 2012

[1] Джозеф Дж. Морено «Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама». М.: Когито-Центр, 2009. Стр. 18-19.

[2] Горбачева Т. «Песочная терапия для психодрамотерапевтов. По следам мастерской «Под, над и выше …» // Материалы IX Московской психодраматической конференции. М.: ФПТИР, 2011. С. 27-29.

[3] Горностай П.П. «Использование рисунка в психодраме и других методах действия» // Простір арт-терапії: образи, проблеми, ресурси: Матеріали IV Міжнародної наук. -практ. конфер. — К., 2007. — С. 81-83.

[4] Имж А. «Мастерская «Паутина жизни» // Материалы IX Московской психодраматической конференции. М.: ФПТИР, 2011. С. 30-35

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *